ПОСЛЕДНЕЕ
История Панамы: как живет страна, держащая ключи от мировой торговли

История Панамы: как живет страна, держащая ключи от мировой торговли

Не хочет быть шляпой

С чем в первую очередь ассоциируется страна Панама? Нет, наверное, все-таки не с одноименным головным убором, а в первую очередь с Панамским каналом — одной из главных транспортных морских магистралей мира. В сегодняшнем мире, разделенном пандемией, ценность транспортной логистики возросла многократно. Можно сказать, что у маленькой и не слишком заметной на карте мира страны Панамы оказались в руках ключи от клада — существенной доли мировой торговли. Достаточно сказать, что в настоящее время страна получает стабильный доход в виде платы за использование канала — 3 миллиарда долларов в год. И несмотря на то, что пропускная способность водного пути уже довольно высокая — в среднем 48 судов в сутки, — Панама периодически занимается ее увеличением.

Фото: pixabay.com

В общем, к государству Панама, расположенному на узком перешейке, соединяющем Северную и Южную Америку, стоит приглядеться повнимательнее. Тем более что его история полна драматизма, который граничит с авантюризмом. Размер ее территории невелик, составляет всего 77,08 тысячи квадратных километров, численность населения не превышает 4,2 миллиона человек. Но страна играет немалую роль на международной арене.

28 ноября 1821 года Панама провозгласила независимость от Испании. В отличие от других государств региона добилась этого без кровопролития, в результате переговоров и сделки с командованием частей, расквартированных в этой зоне. По просьбе Симона Боливара, деятеля, носящего почетный титул Освободителя Латинской Америки, добровольно вошла в состав Великой Колумбии. После ее распада в 1830 году стала департаментом Новой Гренады, с 1886 года — Колумбии. С тех пор неоднократно пыталась добиться самостоятельности.

Географическая обособленность и планы крупнейших держав XIX века — Великобритании, Франции и Соединенных Штатов добиться исключительных прав на использование в своих интересах выгодного положения страны осложнили панамо-колумбийские связи. Роковую роль в истории Панамы сыграл французский авантюрист Филипп Бюно-Варилья, глава разорившейся французской компании. Он предложил российскому императору Николаю II выкупить у этой фирмы права на сооружение межокеанской трассы.

В конечном счете эти права в начале XX века приобрели США, оказавшие к тому же прямую военную поддержку сторонникам отделения. В результате 3 ноября 2003 года была провозглашена независимость Панамы. Воспользовавшись слабостью молодой республики, «северный сосед» навязал ей 18 ноября 2003 года кабальный договор Хея—Бюно-Варилья. По его условиям Вашингтон получил «на вечные времена» монопольную привилегию на сооружение, эксплуатацию и защиту будущего канала. США имели неограниченные права вмешательства в ее внутренние дела, официально закрепленные в Конституции 1904 года.

Потом появилось нарицательное слово «панама», символизирующее обман, грандиозную аферу. Это понятие вошло в обиход с легкой руки тех, кто затеял строительство сооружения, наворовал огромные деньги, оставив ни с чем мелких вкладчиков и акционеров.

Первое судно прошло через канал 15 августа 1914 года. Но его официальное открытие состоялось 12 июля 1920 года. С того момента и по настоящее время было зарегистрировано свыше 950 тысяч проходов. Ежегодно его пересекают около 13 тысяч кораблей под различными флагами, а пошлины за проход достигают немалых сумм, пополняющих казну. Канал это сложное гидротехническое сооружение, включающее шлюзы, шлюзовые камеры и перемычки. Его протяженность 81,6 километра, в том числе 65,2 — по суше, и 16,4 — по дну залива и бухты Лимон. Геополитическая значимость канала состоит в том, что он сократил в 2,5–3 раза морские пути, обслуживавшие Американский континент. Так, путь из Нью-Йорка в Гуаякиль (Эквадор) равен 6006 километрам вместо 19,5 тысячи вокруг континента. Путь до Вальпараисо (Чили) сократился с 15 тысяч километров до 8,4. Существенно сократились расстояния между латиноамериканскими государствами Атлантического и Тихоокеанского побережий. Со временем канал превратился в крупнейший транспортный узел мировой значимости, к услугам которого прибегают 107 стран планеты.

До 1936 года Панама фактически находилась под американским протекторатом. В соответствии с договорами 1936 и 1955 годов были изменены лишь самые унизительные для панамцев положения договора 1903 года, несколько ограничены возможности американского вмешательства во внутренние дела, увеличены отчисления в бюджет. Но основные права США на эксплуатацию канала, размещение вооруженных сил оставались в неприкосновенности. В складывающихся условиях героическая борьба народа за установление суверенитета над всей территорией не прекращалась ни на минуту, зачастую перерастая в кровавые схватки, в которых гибли десятки людей. В авангарде сражений неизменно находилось студенчество, юноши и девушки не жалели своих жизней во имя свободы отечества.

Важнейшей вехой в развитии страны явился приход к власти в 1977 году военно-гражданского правительства, руководимого выдающимся политическим деятелем генералом Омаром Торрихосом. При нем были осуществлены экономические и социальные преобразования в интересах малообеспеченных слоев населения. Наряду с этим правительству удалось добиться заключения с США новых соглашений о статусе канала. Переговоры шли долго, постоянно срывались. Наконец, документы удалось подписать. Договоры Торрихоса—Картера вступили в силу в 1979 году. Они предусматривали восстановление 31 декабря 1999 года в полном объеме суверенных прав Панамы над всей территорией, переход канала под национальную юрисдикцию и демонтаж военных баз.

После трагической гибели в авиационной катастрофе в 1981 году при невыясненных обстоятельствах Омара Торрихоса власть перешла к другому генералу, Мануэлю Антонио Норьеге. Он взял курс на свертывание преобразований, осуществленных при предшественнике. Затем произошел казус, имевший далеко идущие последствия. США, обвинив Норьегу в причастности к незаконному обороту наркотиков, в декабре 1989 года прибегли к вооруженному вторжению в Панаму, свергли его и отдали в руки национального правосудия, приговорившего незадачливого правителя к 40 годам тюремного заключения.

С восстановлением конституционных порядков создались благоприятные условия для претворения в жизнь договоренностей Торрихоса—Картера. С 1 января 2000 года панамский флаг развевается над всей территорией страны. Эта дата стала исторической, она увековечила многолетние усилия по установлению национального суверенитета.

Своеобразие географического положения Панамы проявилось в структуре хозяйства, специализирующегося с колониальных времен на сфере услуг, диапазон которых постоянно расширяется. На нее приходится около 80% ВВП. Подобный тип хозяйства получил определение «транзитная экономика». Ее системообразующими элементами являются: межокеанский шлюзовой канал, ведущая в Западном полушарии зона свободной торговли в городе Колони, мощный международный банковский центр, формальный статус крупнейшей морской державы (феномен «налоговой гавани», или «удобного флага») и туризм. Открытый характер экономике придавало также свободное обращение долларовых банкнот на всей территории страны.

Позднее президентом стал один из сыновей Омара Торрихоса — Мартин, лидер Революционно-демократической партии, избранный на этот пост в марте 2004 года. Панама пользуется немалым международным авторитетом, являлась непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Это случилось довольно неожиданно, место оказалось вакантным после длительной и упорной битвы Давида и Голиафа — Венесуэлы и Гватемалы, которая завершилась безрезультатно, несмотря на огромные усилия одной из сторон, не поскупившейся на немалые затраты. В патовой ситуации путем консенсуса латиноамериканским сообществом был найден разумный компромисс. Вакантное место, к всеобщему удовлетворению, получила эта республика, играющая заметную роль на мировой арене.

Наладила она и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией. Это произошло в декабре 1991 года. После образования Комитета по финансовому мониторингу наладились интенсивные поездки высокопоставленных чиновников. Их перечисление заняло бы много места. Назовем лишь некоторых: Виктор Геращенко, Виктор Зубков, Владимир Лебедев, Сергей Степашин и ряд других. Они тщательно изучали неизвестный ранее опыт участия в таких акциях. Закономерен выбор и с точки зрения перспектив расширения присутствия в регионе. Все приглашенные удостаивались аудиенции главы государства. Полномочный представитель маленькой страны удостоился престижной награды за вклад в изучение и распространение русского языка, которая была вручена президентом Владимиром Путиным.

Во времена юности автора настоящих строк популярные куплетисты с эстрады под аплодисменты публики декламировали каламбур: «Панама — шляпа. Но Панама не хочет быть шляпой». Эти незатейливые стихи как нельзя лучше, простенько, но в концентрированном виде выражали глубинную суть ситуации. Но в реальности оказалось, что страна добилась суверенитета. И придерживается принципа «мал золотник, да дорог».

Источник

Похожие записи