ПОСЛЕДНЕЕ
Ценовой потолок на нефть из России вынудит Европу согреваться дровами

Ценовой потолок на нефть из России вынудит Европу согреваться дровами

Ограничение стоимости топлива грозит спровоцировать планетарный энергокризис

Агрессивный Запад придумал, как умерить нефтегазовые сверхдоходы Москвы и обезопасить себя от зимней топливной голодовки из-за предстоящего моратория на экспорт углеводородов из нашей страны. Шестой пакет антироссийских санкций ЕС предполагает введение предельных цен на энергоресурсы, отправляемые за рубеж отечественными добытчиками, выше которых продажа сырья будет запрещена. Хотя некоторые детали введения ценового «потолка» на нефть и газ из нашей страны уже известны, сам механизм реализации ограничений продолжает вызывать недоумение специалистов. По их мнению, такая мера в большей степени ударит не по Кремлю, а по странам, экономика которых многие годы опиралась на российские углеводороды.

Фото: Геннадий Черкасов

Сразу после объявления в начале июня Еврокомиссией постепенного, но полного эмбарго на закупку российских энергоносителей, стало очевидно, что эта мера скорее является политическом лозунгом, нежели действенным экономическим рычагом воздействия на нашу страну. Почти сразу же выяснилось, что далеко не все страны континента солидарны с отключением собственного населения от русской нефти и газа. Венгрия, Словакия и Чехия тут же заявили, что без сотрудничества с Кремлем не переживут будущий отопительный сезон. Примерно о том же заявила вскоре и Болгария. Все просители в той или иной степени добились от Брюсселя исключения из правил. Например, Будапешту, Братиславе и Праге разрешили подключиться к экспортному мораторию не сразу, а по прошествии некоторого времени, а София вообще получила отсрочку по эмбарго вплоть до конца 2024 года.

Тем не менее со стороны недружественных стран последовал новый ход против Кремля на энергетическом поле. Лидеры G7, куда входят не только европейские державы, но США, Канада и Япония, приступили к переговорам о возможном введении потолка цен на природный газ и нефть, которыми наши поставщики на протяжении уже полувека закрывают потребности большинства государств Старого Света.

Обходные пути «черного золота»

Первым делом Запад решил серьезно ограничить доходы Москвы от зарубежной продажи нефти. Согласно источникам Bloomberg, в ходе диалога Соединенных Штатов со своими европейскими союзниками, было предложено, чтобы потолок цен на российское сырье оставался в пределах $40-60 за баррель (сейчас цена нефти превышает $100). Пока эта планка носит весьма условный характер, тем не менее сотрудники администрации Джо Байдена утверждают, что проводят «по несколько встреч в неделю», поэтому усилия по достижению этой цели постепенно «актуализируются» и уже в ближайшее время уровень ограничения стоимости топлива из нашей страны будет определен.

Не удивительно, что «черное золото» стало первым в списке наших экспортных товаров, выручку от которых старается зафиксировать Европа. По данным Федеральной таможенной службы, физические поставки нефти России иностранным импортерам в 2021 году, хотя и сократились на 3,8%, однако в денежном выражении выросли почти на 52%. По оценке Международного энергетического агентства, доходы нашей страны от экспорта жидких углеводородов, несмотря на торговые ограничения, ежемесячно составляют $20 млрд.

«Большая семерка» не замедлила опубликовать коммюнике, в котором предложила Европейскому союзу изучить способы искусственного сдерживания котировок на энергоносители. На первый взгляд, такой механизм кажется неестественным, так как стоимость нефти определяется на бирже, главным образом, по балансу уровня спроса и предложения на текущий момент. Международные биржевые игроки оказались в ступоре, до конца не понимая, с кем и по какой цене заключать сделки, если речь идет о поставках из России.

Чуть позже сырьевое эмбарго было детализировано. По замыслу G7, тарифный фиксатор должен коснуться не продаваемого энергоносителя, а страховых полисов и услуг по транспортировке углеводородов. Грубо говоря, теперь российские сырьевые производители рискуют утратить возможность получить денежную компенсацию в случае потери груза или возникновении форс-мажоров в процессе поставки сырья клиенту. Конечно, в том случае, если стоимость экспортных баррелей будет выходить за установленные «семеркой» границы.

Второй «подвох» европейские чиновники подготовили в области транспортировки нефти. Не секрет, что наша страна, деля с Саудовской Аравией и США мировое первенство по уровню добычи «черного золота», не обладает достаточным количеством морских танкеров для доставки сырья зарубежным клиентам, что ставит отечественных производителей в зависимость от иностранных судовладельцев. Соответственно теперь, если стоимость продаваемого из нашей страны за рубеж сырья превышает прописанные G7 ценовые лимиты, то нефтяным компаниям придется смириться, что им могут отказать в предоставлении танкерного флота.

Правда, если ориентироваться на ценовую динамику, существующую на международном рынке, поставленный Западом фискальный рубеж пока не очень действенен. Во-первых, сомнительно, что отечественным поставщикам «черного золота» придется в обязательном порядке отчитываться перед судоходными компаниями. Транспортные фирмы являются лишь посредниками, а стоимость нефти в заключенных соглашениях являются коммерческой тайной. За разглашение подробностей придется отвечать перевозчикам. Причем, не перед неофициальными межправительственными организациями, а перед торговыми партнерами, которые смогут либо оперативно взыскать оспариваемую сумму, либо полностью отказаться от сотрудничества. «С ультиматумом, обязывающим нас продавать нефть вдвое-втрое ниже биржевых котировок, Россия просто не согласится и продаст топливо на других рынках», — считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн. Существующие предложения на азиатском рынке демонстрируют востребованность сырья. Спекулятивность краткосрочных контрактов вырастет, но Китай и Индия, даже при дисконте в 30%, все равно будут предлагать более высокие цены, чем названные Западом пределы.

Во-вторых, даже если детальные сведения о стоимости нефти можно будет узнать из сопроводительных документов, в том числе страхового полиса по обеспечению сохранности и сроков доставленного груза, то пути обхода топливного моратория все равно найдутся. Нефтяное эмбарго, которое европейцы собираются объявить России в конце этого — начале будущего года, может привести к очередному взлету нефтяных котировок «черного золота» до запредельных отметок. Вице-премьер Александр Новак прогнозировал подорожание барреля до $300 и даже до $500. По мнению финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, такие цены сделают экспорт углеводородов настолько прибыльным, что перевозимые морскими танкерами партии будут окупаться еще на стадии заключения контрактов. А страховые обязательства в этом случае превратятся в пустые бумажки, поскольку цены, закрепленные в соглашениях, с лихвой покроют различные дополнительные издержки и разовые потери партнеров. «Танкеры, заполненные сырьем, продолжат дрейфовать в Средиземном море. Население Европы, которое сейчас экономит на каждом литре бензина и строго подсчитывает расходы киловаттов, сможет наблюдать их с берега. Они будут понимать, что доставка этого груза им будет зависеть не от экономических, а политических обстоятельств», — предупреждает эксперт.

Газовая затычка

Вслед за введением предельной стоимости российской нефти лидеры G7 обсуждают возможность установки ценового «потолка» на природный газ, экспортируемый из нашей страны. Идею подал премьер Италии Марио Драги, отметив, что такое ограничение поспособствует ликвидации европейской сырьевой зависимости от «токсичного топлива» из России. Предельная стоимость тысячи кубометров пока не установлена, однако, как говорит инвестиционный стратег УК «Арикапил» Сергей Суверов, цена, скорее всего, также как и с нефтью, будет в пределах производственной себестоимости. «В отличие от жидких углеводородов, поставки которых можно диверсифицировать за счет морских танкеров, закупка традиционного «голубого топлива» осуществляется на основе долгосрочных контрактов по трубопроводным системам», — поясняет эксперт. Газовый маршрут «Дружба» остановлен из-за санкционных препятствий. Поставки по «Северному потоку — 1» и украинской транспортной системе также сохраняются на минимальном уровне. Положение может исправить запуск «Северного потока — 2», который уже построен, но в связи в политическими инсинуациями Запада, не может приступить к исполнению коммерческих задач. Россия в ближайшем будущем, конечно, будет уступать заработанные годами экспортные доли, однако за альтернативные углеводородные каналы европейцам придется с лихвой расплатиться. На первый взгляд, портов по приемке СПГ в приморских странах хватает. Только их использование требует дополнительных расходов, поднимающих стоимость энергоресурсов для конечных клиентов, тогда как российское трубопроводное сырье продавалось по стабильным ценам на основе долгосрочных контрактов.

Кроме того, обозначив предельные цены на «голубое топливо», Европа по-сути наступит на горло собственной песне. По словам генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, для снижения топливной зависимости от Москвы с начала 2000-х годов Европа призывала экспортеров и импортеров ориентироваться при заключении контрактов на биржевую стоимость «голубого топлива», поскольку рассчитывала сэкономить за счет постоянно балансирующих котировок спотового рынка. В настоящее время, однако, стоимость газа на торговых площадках Европы составляет примерно $1700, а то и больше. «В соглашениях с Россией, рассчитанных на много лет, ценовой рост зависит от котировок нефти. Если европейцы установят стоимостные пределы, то будут вынуждены не только проводить мониторинг каждого контракта «Газпрома» с зарубежными покупателями, но и убеждать независимых биржевых игроков сдерживать цены на определенной планке. Что вряд ли возможно, так как трейдеры заинтересованы только в увеличении собственной прибыли и оставляют за «скобками» любые международные конвенции», — объясняет эксперт.

Сумасшедшая прибыль вместо краха

О неэффективности санкций против Москвы в краткосрочной перспективе предупреждает даже откровенно враждебная нашей стране Варшава, отказавшаяся от покупки российского «голубого топлива» и даже собирающаяся судиться с «Газпромом» за якобы недопоставленное сырье. Как заявил польский премьер-министр Матеуш Моравецкий, из ситуации с обострением санкционного давления Россия выходит невредимой, поскольку получает сумасшедшую прибыль за поставки газа и нефти. Действия по ограничению сырьевых сверхдоходов за счет обозначения какого-то «потолка» окажутся не только сложны в осуществлении, но и послужат поводом для роста издержек импортеров, а, возможно, даже приведут Старый Свет к непреодолимым экономическим последствиям.

«Европа в любом случае будет вынуждена покупать топливо не по биржевой стоимости, а по более высоким котировкам, к повышению которых приводят постоянные ограничительные санкции. Обозначение «потолка» цен повлечет за собой спекуляцию альтернативных производителей горючего, которые смогут потребовать за свои поставки самые нескромные суммы. В итоге такая «карусель» может довести цены в лучшем случае до новых исторических рекордов, а в худшем — до максимумов, из-за которых реальные покупатели станут отказываться от приобретения сырья», — считает Глеб Финкельштейн. По его словам, мировую экономику в этом случае ждет многолетний полномасштабный коллапс. «Кому-то уже сейчас приходится пересаживаться из автомобилей на велосипеды, а другие вынуждены отапливать дома дровами. Регуляторным воздействием на цены такую тенденцию не переломить, хотя главным источником проблем, как всегда, в глазах западных обывателей все-равно останется Россия», — делает вывод эксперт.

Источник

Похожие записи