Страшная авария на МКАД заставила говорить о «грузовиках смерти»

Страшная авария на МКАД заставила говорить о «грузовиках смерти»

«Поведение» большегрузов за последние годы изменилось в худшую сторону

Хроника серьезных дорожно-транспортных происшествий в России за последние месяцы выявила важную угрозу для автомобилистов как в крупных городах, так и на трассе. Это тяжелые строительные самосвалы и в чуть меньшей степени — большегрузы-дальнобойщики. Речь идет не о статистике ДТП, а о психологическом воздействии на автомобилистов и даже пешеходов: грузовики стали восприниматься как потенциальная опасность. Почему это произошло в последние годы и что с этим делать, выяснял «МК».

ДТП на МКАДе вечером 18 января: погиб водитель самосвала.

Фото: Кадр из видео

Вечером 18 января на МКАДе, в районе пересечения с шоссе Энтузиастов, произошла автокатастрофа с участием сразу четырех автомобилей. На записях с видеокамер огромный самосвал-полуприцеп делает невообразимый кульбит и встает поперек дороги в крайнем левом ряду. 33-летний водитель большегруза погиб, но бетонный отбойный брус сделал свое дело: на встречку грузовик не вылетел.

В этой ситуации погибший, похоже, не был виноват: «акробатические номера» фура исполнила по вине врезавшегося в одну из осей 23-летнего таксиста. Но в аварии пострадали еще несколько автомобилей. И для них ситуация выглядела очень просто: ни с того ни с сего огромный грузовик с массой, совершенно несопоставимой даже с крупным внедорожником, встает поперек дороги. Все, что может сделать водитель на подмерзающем МКАДе в такой ситуации, — нажать на тормоз и молиться…

Фура как неумолимый «каток судьбы» — этот мотив и раньше был в культуре, но где-то в районе фильмов ужасов и триллеров. Многим, скажем, памятны выскакивающие из прицепа-лесовоза на скорости гигантские бревна в фильме «Пункт назначения-2»: ехала легковушка за этим лесовозом — и вот остается от ее водителя буквально мокрое место. Недавно этим «кино» можно было насладиться в реальности: в декабре минувшего года бревна вывалились из лесовоза в поселке Борисоглебский Ярославской области. По счастью, жертв и пострадавших не было, если не считать смятого капота легковой машины.

Еще из свежих новостей: 18 января этого года в Волгограде на Песчаной улице столкнулись маршрутка (которая ехала на зеленый свет) и «КамАЗ» с прицепом, который ехал на красный. Водитель грузовика (ему всего-то 19 лет) не стал тормозить (или не смог это сделать), а шофер маршрутки почему-то решил не уступать ему дорогу. Итог — трое погибших (возможно, будет больше).

А в ноябре прошлого года в Москве на улице 1905 года произошла и вовсе чудовищная история: самосвал со строительными материалами врезался в стоящее у остановки такси с такой силой, что расплющил легковушку о впереди стоящий автобус (разумеется, водитель и пассажирка погибли).

Доля таких ДТП в общей статистике может и не быть значительной. Однако для того, чтобы какие-то события пугали людей, им вовсе не обязательно быть слишком вероятными. «Боязнь грузовиков на дорогах иногда встречается, и, как все фобии, она не имеет отношения к рациональным доводам, — рассказывает врач-психиатр Илья Альтштейн. — Ее поэтому нельзя «опровергнуть», как нельзя разубедить аэрофоба, приводя статистику об авиации как самом безопасном виде транспорта».

По словам психиатра, в таких случаях речь идет о визуализации катастрофы: так же, как для многих невыносимо представить себя в падающем самолете, некоторые представляют себе, как в них на дороге врезается груженый самосвал.

— Главный компонент фобии — мысль «я ничего не могу с этим сделать», — рассуждает врач. — Страшно не от мыслей о возможной смерти, а скорее от понимания невозможности что-либо проконтролировать.

При этом, по словам источника «МК» в управлении ГИБДД Московской области, за последние годы «поведение» тяжелых грузовиков на дорогах действительно изменилось. В частности, значительно выросли скорости движения, водители фур и самосвалов стали водить более активно, снизился и уровень технического контроля над техникой.

— Скорость движения выросла за счет тяговооруженности, — рассказал собеседник «МК». — Какие были двигатели у советских «КамАЗов»? Мощность 200 или чуть меньше лошадиных сил — отсюда невысокие скорости. Сейчас в строительстве работают «китайцы», иногда западные тягачи и современные «КамАЗы» — у них тяговооруженность иногда в два и более раза выше.

Тормозные «таланты» нынешней техники даже ниже, чем у советских грузовиков, если вспомнить о хроническом перегрузе: так, на китайские самосвалы с номинальным объемом кузова 25 кубометров часто устанавливают надставные борта, доводя вместимость до 40 «кубов».

— Опыт водителей тоже оставляет желать много лучшего, — говорит сотрудник ГИБДД. — Рейды ДПС показывают, что примерно в половине случаев речь идет о молодых людях до 23 лет, значительном количестве мигрантов с небольшим стажем вождения в России. Но главная беда даже не в этом. Раньше водители-профессионалы, работавшие на грузовиках, передвигались в основном именно на тяжелой технике. Сейчас основным автомобилем для всех водителей, в том числе тяжелых грузовиков и автопоездов, стал именно легковой автомобиль. Отсюда «легковая» манера вождения, которую в советские времена называли лихачеством.

Таким образом, хотя фобия большегрузов и не подтверждается статистикой, предпосылки к тому, чтобы бояться «грузовиков смерти», все-таки есть. А значит — увидев даже вдалеке быстро несущуюся фуру, приходится быть особенно осторожными.

Источник

Похожие записи