ПОСЛЕДНЕЕ
Лоббисты обязательного техосмотра потребовали от ГИБДД «не ломать бизнес»

Лоббисты обязательного техосмотра потребовали от ГИБДД «не ломать бизнес»

Они выступили категорически против предложения отменить ТО для частных легковушек

Предложение главы ГИБДД России Михаила Черникова сделать техосмотр добровольным для частных легковушек было воспринято в штыки. Не автомобилистами, конечно, а представителями самой индустрии пунктов техосмотра. 30 июля на круглом столе в Общественной палате РФ они выдвинули массу аргументов и встречных предложений.

Фото: Роман Орлов

Основных идей у лоббистов две. Они предлагают «разгрузить» техосмотр от пунктов, не влияющих на безопасность движения, но оставить его обязательным, либо сделать техосмотр добровольным — но запретить эксплуатацию автомобилей за пределами гарантийного срока.

Как и следовало ожидать, представители индустрии техосмотра — себя они вслух называли именно «бизнесом» — оказались настроены резко против инициативы ГИБДД и требовали оставить техосмотр для «частника» обязательным. Иначе — учитывая, что личный автотранспорт составляет более 80% всего автопарка страны, — отрасль ждет коллапс. Но первыми высказывались, конечно же, не эти цеховые соображения, а благородные и освященные федеральной политповесткой аргументы «от снижения смертности и травматизма на дорогах».

— Хотеть сделать ТО добровольным не вредно, — отметил Владимир Платонов, глава Московской торгово-промышленной палаты. — Но, во-первых, это не соответствует международным конвенциям о безопасности дорожного движения, возлагающим на государство ответственность за контроль над безопасностью.

Во-вторых, изменения в правилах должны быть в интересах гражданина — как того, который находится за рулем, так и пешехода, и окружающих водителей. Если отдать гражданину этот вопрос на откуп — полагаю, ни к чему хорошему такое не приведет. Я считаю, что нужно сохранить эту систему, создать условия, чтобы коммерческие структуры продолжали спокойно существовать. Ведь, кроме всего прочего, это огромное бремя расходов, снятое с государства.  

Что касается влияния техосмотров на безопасность, то статистика ДТП говорит, что за последние годы, когда система ТО была грубо нарушена, то есть диагностические карточки начали «в серую» выдавать вместе с документами о страховке, в 5 — 7 раз возросла смертность и аварийность в результате технической неисправности автомобиля.

— Статистика в данном случае мало что отражает, — парирует правозащитник Александр Холодов. Начнем с того, что для того, чтобы ДТП попало в статистику как произошедшее вследствие технической неисправности, это должно быть ДТП с тяжелыми последствиями — гибелью людей или вредом для здоровья. Речь идет о менее чем 1% всех ДТП, возможно, о величинах порядка 0,1%. Механизмов исследования такая статистика не дает.

По мнению Холодова, Венская конвенция о международном дорожном движении с поправками 1993 года, ратифицированная Россией, предписывает обязательный техосмотр для транспортных средств с пассажировместимостью более 8 мест или полной массой более 3,5 тонн, то есть для грузовиков и автобусов. Для частного же транспорта техосмотр лишь рекомендуется, но не предписывается.

— После заявления начальника ГИБДД, воспринятого автомобилистами как сигнал к отмене техосмотра, индустрия терпит убытки, — констатирует глава гильдии операторов ТО при Московской Торгово-промышленной палате Игорь Волчек. — До этого чувствительный удар по нам нанес рынок «серых» диагностических карт, который достиг апогея в 2017 году. Автомобилисты перестали приезжать на пункты техосмотра, покупали диагностические карты, нарушая закон. Это привело к увеличению в 7,5 раз количества ДТП по причине технической неисправности.

Глава гильдии предложил создать единый государственный орган, ответственный за технический осмотр транспорта. Это, по мнению Волчека, необходимо, поскольку Россия ратифицировала ряд документов, в том числе Женевскую конвенцию по международному дорожному движению и Киотский протокол, касающийся снижения выхлопов. В нынешней же ситуации, когда уже много лет назад отменена сертификация автосервисов, отмена гостехосмотра приведет к утрате государством контроля над техническим состоянием автопарка.

— Данные по якобы погибшим и раненым из-за неисправности транспортных средств — это прямая ложь, — заявил лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — ГАИ совершенно открыто публикует методику сбора цифр, и при ее анализе никак не выходит та картина, которую рисуют лоббисты обязательного техосмотра. Дескать, едет негодяй на неосмотренном транспортном средстве, у него отваливается подвеска, и он выезжает на «встречку», где убивает невинных людей.

Нет, в статистику попадают так называемые сопутствующие факторы, которые фиксируются при оформлении ДТП инспекторами ГИБДД. Наравне с технической неисправностью там могут оказаться дерево, заслонившее обзор, отсутствующий дорожный знак… И где же шум по поводу роста ДТП вследствие отсутствующих дорожных знаков?

Тем не менее индустрия техосмотра намерена стоять насмерть (впрочем, что ей еще остается). «Мы считаем необходимым принять стратегию развития системы техосмотра, которая направлена не на удобство для государства, операторов или водителей, а на сокращение смертности и травматизма, — отметил руководитель одной из сети пунктов техосмотра Ярослав Васичков. — Срок этой стратегии можно установить в 10 лет, разделив ее на два этапа-пятилетки. Целью поставить — сокращение количества погибших из-за технической неисправности в 1,5 и 3 раза после первого и второго этапа».

При этом, по мнению Васичкова, издержки операторов (а значит, и тарифы на ТО) можно снизить, если ограничиться проверкой только важных с точки зрения безопасности движения узлов и агрегатов. Тормозная система и рулевое управление — обязательно, а вот штатная или не очень магнитола — не настолько важный вопрос. Или тахограф: напрямую на безопасность движения он не влияет, хотя и важен для соблюдения профессионалами режима труда и отдыха.

— Исключить из перечня техосмотра проверки дополнительного оборудования, но оставить сам техосмотр обязательным для всех, — резюмирует Васичков.

Альтернативное предложение на круглом столе тоже прозвучало — вот только оно вряд ли порадует автомобилистов. Речь пошла о том, чтобы за техническое состояние машины отвечал самый компетентный участник технологической цепочки — производитель. Пока автомобиль на гарантии и обслуживается на дилерском сервисе — он безопасен, после — это уже «реанимационные мероприятия», чреватые неисправностями. Для страны, средний возраст автомобиля в которой превышает 10 лет — предложение смешное своей радикальностью. Впрочем, может быть, эта идея сведется к уже привычным «каникулам техосмотра», которые приблизительно равны гарантийному сроку большинства марок. Для остальных — пожалуйте на эстакаду.

Источник

Похожие записи