ПОСЛЕДНЕЕ
Эксперимент с правым поворотом на красный провалился из-за необучаемости водителей

Эксперимент с правым поворотом на красный провалился из-за необучаемости водителей

Внештатные ситуации возникали постоянно

Вот уже несколько лет в Москве, Подмосковье и еще нескольких регионах проводится дорожный эксперимент: на некоторых светофорах висят таблички «Уступи всем, и можно направо», разрешающие правый поворот на красный свет без дополнительной стрелки. Однако, по данным ряда экспертов, в ГИБДД признали эксперимент неудачным и намерены его свернуть. Каково будущее этой инициативы, была ли она удобной для водителей и пешеходов и почему она, похоже, провалилась — выяснил «МК».

Фото: АГН «Москва»

Эксперимент с табличками «Уступи всем, и можно направо» проводился в течение девяти лет, но на ограниченной территории: это были отдельные перекрестки в Москве и Подмосковье, на которых вместо обычной стрелки направо прикреплена нарисованная, с соответствующей надписью. Знак имеет официальный номер 5.36д (такой литерой в конце обозначают экспериментальные знаки, вводимые по решению регионов).

Этот знак позволяет повернуть направо на красный свет, пропустив пешеходов и автомобили, движущиеся по пересекаемой улице. Все так же, как в случае с дополнительной стрелкой, но без нее. У такого решения есть, в теории, два преимущества с точки зрения организаторов движения. Во-первых, табличка, которая стоит «оптом» меньше 1000 рублей, на порядок дешевле дополнительной секции, даже если не считать расходов на апгрейд контроллера светофора.

Во-вторых, ставить правую стрелку, не устанавливая на переходе рядом пешеходный светофор, как-то не принято. А пешеходный светофор, по сравнению с нерегулируемой «зеброй» — снова дополнительные расходы.

«Такой манёвр разрешён чуть ли не в половине стран мира: США, Канада, Австралия, Германия, Китае и многих других странах», — говорит один из инициаторов эксперимента, автоэксперт Александр Шумский. По его словам, такая табличка при малой стоимости увеличивает пропускную способность перекрёстка до 50%. Результаты эксперимента ГИБДД Шумский называет успешными.  

— Это действительно одно из лучших решений в области организации дорожного движения за последние годы, — делится с «МК» Андрей Пушкарский, водитель с двадцатилетним стажем. — Такая табличка позволяет иногда сэкономить не меньше минуты на ожидании зеленого сигнала, при этом на улицах, где всего одна полоса движения в каждую сторону, это не дает образовываться пробкам. Лично я, особенно при ночных поездках, экономлю на этом по 5  — 10 минут ежедневно. 

Инициаторы внедрения табличек указывают и на то, что многие небогатые муниципальные образования не могут себе позволить дополнительные секции на светофорах, и в этом случае таблички представляют собой хороший выход из положения. По оценкам Александра Шумского, речь идет о суммах в несколько сот тысяч рублей, которые к тому же надо проводить через систему госзаказа.

Тем не менее, аргументы против табличек также оказались серьезными. С самого начала московская ГИБДД и ЦОДД приняли решение устанавливать экспериментальные таблички только на перекрестках с небольшой интенсивностью движения. Но и в этом случае, как рассказал «МК» сотрудник ГИБДД одного из районов Подмосковья, возникают нештатные ситуации, связанные с непониманием.

— Одни водители не понимают, что это за табличка, и «тормозят» перед ней, боятся поворачивать, — рассказал собеседник «МК». — Другие наоборот, смело выскакивают и чуть-чуть не сбивают пешеходов. А самое главное, пешеходы видят красный для машин и смело выскакивают на «зебру», в том числе с телефонами, с колясками и на самокатах. Табличка, в отличие от стрелки, оказалась очень нервной штукой.

История с табличками показывает, насколько высок в горожанах уровень поведенческого автоматизма, рассказала «МК» психолог Анастасия Александрова. Речь идет при этом и о водителях, и о пешеходах: люди привыкают к определенным безусловным «раздражителям», таким, как красный и зеленый сигналы светофора. А вот информационные таблички горожанин привык «блокировать», как назойливую рекламу. Поэтому обучить людей принимать такие таблички во внимание — очень сложная задача.

— Светофоры — это уникальный вид раздражителя, он ни на что остальное не похож, табличка же напоминает миллион других информационных знаков, — подчеркивает психолог. — Сформировавшийся рефлекс именно на светофоры нужно не ломать, а эксплуатировать. И учитывать, что люди ходят и ездят по большей части «на автомате».

Примерно это — вместо табличек просто поставить постоянно горящую боковую секцию светофора, то есть зеленую стрелку — предлагают в качестве альтернативы и гаишники. Помимо того, что такая стрелка хорошо читается и водителями, и пешеходами, здесь есть еще и унификация. К чему приводит ее отсутствие — мы можем увидеть на примере кругового движения: в России до сих пор существуют два режима проезда круговых перекрестков, со знаком «Уступи дорогу» и без него. Что регулярно становится причиной ДТП…

А вот хождение и езда «на автомате» — в том числе уткнувшись в телефон — это отдельная и очень больная проблема, к решению которой у нас, кажется, еще даже не приступали.

Источник

Похожие записи