ПОСЛЕДНЕЕ
В ходе экологической экспедиции кинематографистам указали на «пожирателей Байкала»

В ходе экологической экспедиции кинематографистам указали на «пожирателей Байкала»

Под Иркутском высадили 47 роз в честь Розы Люксембург

Гильдия режиссеров России организовала остроумную экологическую экспедицию в Иркутскую область. Получилась она в духе Леонида Гайдая, который жил там в юные годы и теперь на каждом шагу словно напоминает о себе. Замысел был серьезный – показать, как при помощи кино привлечь внимание к проблемам сохранения природы. А реализовали его весело и совсем не банально. Все началось с высадки 47 кустов роз – в честь Розы Люксембург, прожившей всего 47 лет. Каждый куст – за год пребывания на земле едва ли не главной феминистки, идеи которой, как выяснилось, живут и процветают в мировом кино.  

Таким увидели остров Ольхон кинематографисты.

Фото: Светлана Хохрякова

Фильмов на экологическую тему снимается достаточно, но не так часто они способны привлечь общественное внимание. Но  картина Алексея Пивоварова про передел острова Ольхон на Байкале неожиданно вызвала у местных экологов и кинематографистов бурную и противоречивую реакцию. Сам факт того,  что она имела такой резонанс, чего-то да стоит. Но обо всем по порядку. Начнем с Розы Люксембург. 

При чем, собственно, она во всей этой истории? Люксембург, ставшую олицетворением борьбы женщин за равные права, придумавшую с соратницей  Кларой Цеткин Международный женский день, в последнее время все чаще и чаще вспоминают на волне феминизма. Представители фонда, носящего ее имя, называют Розу мученицей ноябрьской революции. Она была убита в Берлине вместе с Карлом Либкнехтом в январе 1919 года теми, кто позднее поддержит передачу власти национал-социалистам. В память о ней фонд при участии Государственной публичной исторической библиотеки  организовал  выставку в старейшем иркутском кинотеатре. А рассказывает она о том, как Люксембург несколько лет провела в тюрьмах, писала антивоенные брошюры. Представлены  в экспозиции отклики на ее трагическую гибель, затронуты ее спорные оценки русской революции. 

Приехав в Иркутск, делегация московских кинематографистов тут же отправилась на открытие сквера в честь 150-летия со дня рождения Розы Люксембург. Находится он на одноименной и одной из самых протяженных улиц города. Район считается не самым благополучным, о чем постоянно информировали гостей даже случайные люди. Они рассказывали о том, что много там асоциальных элементов и запойных граждан. Тут же вспомнился в очередной раз Леонид Гайдай. В сквере установили памятный знак в честь Розы Люксембург. А потом при участии студентов местного филиала ВГИКа высадили 47 кустов роз сорта «ругоза» – по количеству лет, прожитых героиней того дня.

В городском чате тут же завязался спор о том, как быстро выкопают розы. Однако руководитель района заверила, что прошли те времена, когда посаженные в городе цветы тут же подвергались варварской атаке. Некоторые из студентов  впервые в жизни сажали цветы. Кто-то отказался это делать, заявив,  что  не намерен заниматься физическим трудом. Один утонченный юноша сказал: «Я не копаю. Мне это не интересно». Опять – чистый Гайдай. И так на каждом шагу.

После посадки роз студенты и преподаватели отправились на творческую  встречу с московским документалистом Екатериной Головня, представившей свой фильм «Пятый элемент» о тундровых ненцах и их уникальной иммунной системе. В то время, пока начинающие  кинематографисты заявляли, что сажать розы – не их стихия,  Екатерина Головня, взяв в руки лопату, высаживала растения, хотя за полчаса до этого вывихнула палец на руке. А помогала ей председатель Иркутского отделения Союза кинематографистов, документалист Ольга Бельская.

Посадка 47 роз в честь Розы Люксембург.

Фото: Светлана Хохрякова

Байкал не раз снимали не только российские, но и зарубежные кинематографисты. Чаще всего это были документальные картины. А французский режиссер Сафи Неббу снял на Байкале игровой фильм «В лесах Сибири» по книге французского путешественника Сильвена Тессона, который провел в одиночестве полгода на Байкале. Главный герой бежит из Парижа в Сибирь, чтобы обрести  мир в душе. В  интервью «МК» Неббу рассказал, что для него Байкал – все равно что  Марс. Нигде в мире он ничего подобного не испытывал: озеро способно за 30 секунд привести в состояние покоя. Такова духовная сила Байкала. А вот его насущные проблемы люди не могут разрешить годами. Впервые довелось там побывать в 2006 году, на кинофестивале  «Человек и природа», пообщаться с режиссерами, снимающими кино о животных, включая нерпу – пресноводного байкальского тюленя. В тех фильмах люди противостояли строительству трубопровода вокруг озера, но федеральные каналы их не показали. Спас тогда ситуацию Владимир Путин, указавший во время своей поездки на Байкал, куда нужно отодвинуть трубу. Было это в 2006 году. И до сих пор все у нас решается только на уровне верховной власти.

Тогда же Ольга Бельская представила свой фильм «Продаю лес на корню» – о вырубке сибирского леса и его вывозе  в Китай, где в полную мощь работают перерабатывающие заводы, расположенные у границы, поближе к сырьевому источнику. Теперь показали документальный фильм «Осознание красоты. Чей Байкал?», отмеченный наградой на фестивале «Сталкер». Снял его примерно на ту же тему уроженец Иркутска Валерий Шевченко. Когда-то он руководил там театром, потом получил режиссерское образование во ВГИКе.  Его картина тоже о китайской экспансии, хотя не только об этом, – скорее о жизни в этом уникальном регионе, в том числе и о жителях Ольхона. Но с китайцами вышел некий перебор. Проблема же не только в них, а в наших соотечественниках,  позволяющих  им делать то, что противозаконно. 

Автор фильма о Гайдае Александр Казакевич сажает розу.

Фото: Светлана Хохрякова

В Иркутске в рамках экологической экспедиции прошла конференция, названная красивым сочетанием: форсайт-сессия. Тем самым было заявлено о прогнозировании будущего, возможности оценить плюсы и минусы уже имеющегося опыта. В дискуссии принимали участие московские и иркутские кинематографисты,  местные экологи. Иркутский продюсер и режиссер Юрий Яшников, возглавляющий «Гайдай Центр», выступил очень эмоционально: «Делать кино в Иркутской области – подвиг. Бюджет не выделяется. От одного человека, работающего на своей энергии, трудно требовать  сразу двух подвигов — в экологии и кинематографе. Людей, способных  сегодня на два подвига одновременно, в Иркутской области нет».

По его мнению, самым кассовым фильмом последнего времени, который затрагивает экологическую тему, стал «Аватар» Джеймса Кэмерона. Но чаще упоминались две картины, причем не только участниками сессии, но и местными жителями, туристами. Это «Байкал. Удивительные приключения Юмы» Анастасии Поповой, с закадровым участием Константина Хабенского и Чулпан Хаматовой, и фильм Алексея Пивоварова о переделе Байкала.   

Режиссер Екатерина Головня у памятного камня в честь Розы Люксембург.

Фото: Светлана Хохрякова

Независимый эколог и орнитолог Виталий Рябцев поднял проблему массового воровства земли на берегу Байкала и его последующей застройки. Основной причиной загрязнения эксперты считают рост туристического потока, наносящий удар по Байкалу. Все упирается, по их словам, в воровство и застройку. А Алексей Пивоваров в своем фильме, как они считают, дал слово всем «пожирателям Байкала». Оценка была жесткой: такие фильмы заполонили Интернет,  сделаны они в поддержку этих людей (даже если в планы это не входило, но так получилось). «Пивоваров с улыбочкой говорит, что людям негде жить. Сплошная ложь! Никто не запрещает полностью ловлю рыбы, кроме омуля. Никто еще с Байкала не уехал, зато съезжаются ушлые люди, занимающиеся продажей земли. Глазами пожирателей Байкала снят фильм», – заявил Виталий Рябцев.  

Экологи говорили о необходимости качественной социально-экологической рекламы – в частности, о раздельном сборе мусора. Но поддержать их производство не готовы даже заинтересованные профильные компании. Сняли иркутские энтузиасты  небольшой фильм об отказе от пакетного мусора, а он оказался невостребованным. Зато им предложили сделать новый, но бесплатно. 

Создательница частного музея «Куклы советского детства» в Листвянке Оксана Токмакова рассказала, как закрыли ее детище: «У нас семейная коллекция советской игрушки. Мы открыли музей на первом этаже дома, в котором живем. Но, оказывается, делать этого нельзя. Я ходила по судам, доказывала, что могу заниматься музеем, столкнулась с тем, что деятельность частных музеев никак не регулируется. Нас как будто их нет.  Мне угрожают отъемом земли». Оксана также рассказала, что в поселках на берегу Байкала нет канализации и воды, приходится покупать ее в магазине.  

Разрешить все эти проблемы невозможно годами. И вновь кто-то предложил обратиться к Путину, задать ему вопрос во время прямой линии: может, тогда что-то сдвинется. В конференции принимал участие выпускник продюсерского факультета ВГИКа Никита Россов. Он сотрудничает с местным телевидением и театром, снимает, но главным для него стало продолжение семейного дела. Никита производит сыр и даже сырные конфеты под Иркутском, при этом поддерживает экологические инициативы кинематографистов.

На Ольхоне московским гостям первым делом показали возведенные постройки, которые теперь придется убирать. Те самые, что в фильме Алексея Пивоварова. А потом кинематографисты поучаствовали в акции «Строительство экологической тропы вблизи Сарайского пляжа». Выглядело со стороны это, наверное, как в фильме Гайдая. Прежде чем взять в руки лопаты, чтобы засыпать овраг землей, пришлось заплатить  по 100 рублей, нечто вроде экологического сбора. Даже если хочешь помочь и поработать – поддержи рублем. Сухая земля плохо поддавалась лопате, и часовой труд оказался почти незримым. Прохожие интересовались, бесплатно ли участники акции занимаются засыпкой оврага. А прибывшие на Ольхон волонтеры претендовали на то, что только у них – особые права на благоустройство. Но на берегу Байкала даже колышек вбить нельзя – хотя его так иногда не хватает на крутой тропе, ведущей к пляжу. 

Источник: mk.ru

Похожие записи