«Московская оперетта» скрывает свой возраст: театр празднует юбилей

«Московская оперетта» скрывает свой возраст: театр празднует юбилей

95 лет месту, в которое люди приходят за праздником

Театру «Московская оперетта» — 95 лет. Жанр, как принято говорить, вечно молодой, так что никто возраста не стесняется. А еще есть в этом жанре актуальнейшая по нынешним временам вещь: гендерная определенность. Что «без женщин жить нельзя на свете, нет», здесь поют именно мужчины. А женщины всегда роскошно одеты. Потому что даже в самых современных постановках должно быть так: «я вся в бриллиантах, чулки со стрелкой, каблук высокий…» Люди приходят в «Московскую оперетту» за праздником. И презентовать им высокохудожественный праздник, качественный, профессионально сделанный, современный и в то же время традиционный, — это огромная ответственность.

Фото: mosoperetta.ru

— Сегодня «Московская оперетта» — это сплав молодости с опытом, оперетты с мюзиклом, классики с абсолютной новизной. За последние годы мы показали публике не менее 20 мировых премьер, совершенно новых спектаклей, сочиненных специально по нашему заказу, — говорит директор театра Владимир Тартаковский. — Наши артисты владеют как академическим, так и эстрадным вокалом, что большая редкость и позволяет им играть в классических опереттах Кальмана и Штрауса и суперсовременных мюзиклах. Вот уже третье поколение актеров мы воспитываем на базе Института театрального искусства имени Щукина. Они по-настоящему синтетические артисты: прекрасно поют, танцуют, но при этом обладают мастерством драматических артистов. Творческая база определяет все. Театру подвластны проекты любой сложности, и единственное, чего нам не хватает, — пространства. У нас великолепный большой зал, вмещающий более 1500 зрителей, но репертуарные возможности театра гораздо шире.

А теперь несколько интересных фактов из истории «Московской оперетты».

1. «Оперетта» скрывает свой возраст. На самом деле «Московской оперетте» не 95, а… 100 лет. В годы НЭПа, точнее, в 1922 году, в помещении по адресу Большая Дмитровка, 17 (на этом месте потом построили здание для музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко), открылся Театр оперетты — первый в Москве, да и во всей России. Он был частным, в духе времени. Здание тесное. Там играли во время холодов, а летом переезжали в сад «Эрмитаж», где давали спектакли в Зеркальном театре. Три года спустя театр переименовался в Театр музкомедии, выступал в театре-варьете; вновь переименовался — стал называться «Трудовым коллективом артистов оперетты»… Вот именно этот трудовой коллектив в 1927 году и стал основой для государственного театра. Так почему бы не отметить 100-летие? Вероятно, оперетте, как представительнице женского рода, хочется быть моложе.

2. Тайна изображений на потолке. Помните знаменитый потолочный плафон зрительного зала? Проверьте себя на внимательность и вспомните, кто изображен на портретах, окружающих гигантскую люстру. Это 12 великих композиторов, ни один из которых не проявил себя в жанре оперетты: Глинка, Чайковский, Бетховен, Римский-Корсаков, Моцарт, Рубинштейн, Даргомыжский, Бизе, Мусоргский, Верди, Бородин и Вагнер… Исключением можно с большой натяжкой считать разве что Моцарта: жанр зингшпиля — комической оперы с разговорными диалогами — чем-то напоминает оперетту. Ну, пожалуй, еще Бизе: его «Кармен», которая в оригинале написана с драматическими диалогическими сценами, может считаться прообразом мюзикла. Остальные никак не вписываются в эстетику кан-кана и каскада. Дело в том, что авторство оформления плафона принадлежит художнику Константину Коровину. И происходило это в те времена, когда особняк богатого купца Солодовникова перестраивался для создания частного оперного театра. Здесь была опера Мамонтова, потом частная опера Зимина… Театр оперетты и близко не подходил к этому зданию. Труппа скиталась по Москве. Играла в Зеленом театре Парка культуры имени Горького, в помещении нынешнего Театра сатиры, даже в Колонном зале Дома союзов. В своем нынешнем здании театр «Московская оперетта» обосновался лишь в 1961 году.

3. «Московская оперетта» на войне. Почти 60 сотрудников театра были призваны в армию в первые дни Великой Отечественной, а сам театр был эвакуирован в Кузбасс. Но не весь. Многие артисты остались в столице, в том числе основатель театра, его «звезда» Григорий Ярон. Актеры собрались и стали играть спектакли в Москве. Их представления пользовались огромным успехом — бойцы, прибывающие в столицу в короткий отпуск, стремились в театр за энергетическим зарядом, за человеческими эмоциями, за прекрасной музыкой. Артисты театра участвовали в четырнадцати фронтовых бригадах, дав за годы войны около полутора тысяч концертов. Руководила тогда театром актриса Клавдия Новикова. Она организовала постоянно действующую бригаду, которая фактически не покидала фронт до конца войны. Участие в бригадах было совершенно добровольным, но никому не приходило в голову отказываться от поездок на фронт. Артистки выступали перед бойцами в полном опереточном облачении: бальные платья, золотые туфли, чулки со стрелкой, каблук высокий. Если шел дождь, солдаты держали над артистами импровизированный балдахин из плащ-палатки. Свой последний концерт артисты бригады дали в Берлине. И расписались на стене рейхстага: «Здесь была бригада Московского театра оперетты — Новикова, Хмельницкий, Степанова, Рышкин, Жигачева…».

4. Оперетта вышла замуж за мюзикл. В самом конце ХХ века театр «Московская оперетта» впервые в России реализовал новую для российского театра форму — мюзикл ежедневного проката по модели бродвейских шоу: спектакль «Метро», который польская постановочная команда адаптировала к сцене «Московской оперетты». Это был сенсационный эксперимент — повод для дискуссий, споров, баттлов. Российские любители театра узнали, что такое лицензия класса «А», открытый кастинг, ежедневный прокат, институт фанатов и прочие экзотические атрибуты коммерческого театра. Оказалось, что формат такого мюзикла прекрасно «женится» с репертуарным театром. «Московская оперетта» первой это продемонстрировала и продолжает развивать все виды такого союза. А что является признаком здоровых отношений? Конечно, потомство. «Московская оперетта» в XXI веке родила два десятка абсолютно здоровых, красивых, успешных, блестящих «детей» — мировые премьеры спектаклей, созданных специально по заказу театра, с успехом прошли и продолжают идти на сцене, где играют и классические шедевры типа «Сильвы». Двое из этих «детей» и вовсе сделали невероятную карьеру: впервые в истории русского театра спектакли «Анна Каренина» и «Граф Монте Кристо» стали франшизами. «Анна Каренина» игралась в Сеуле и Пекине, «Граф Монте Кристо» с начала декабря стартует в Шанхае.

Ну а к своему юбилею «Оперетта» подготовила премьеру мюзикла «Князь Серебряный». Композитор Аркадий Укупник и драматург Карен Кавалерян написали его на основе исторического романа А.К.Толстого, рассказывающего о временах опричнины.

— Это очень важная для нас работа: произведение крайне серьезное, обращенное вглубь русской истории, — говорит Владимир Тартаковский. — Мы пересказываем его современным языком, доступным и привлекательным для широкой публики, которая, как мы предполагаем, будет впечатлена актуальностью темы, созвучностью сегодняшнему дню.  

Источник: mk.ru

Похожие записи