ПОСЛЕДНЕЕ
Анатомический театр Ван Хагенса обрекли на скандал

Анатомический театр Ван Хагенса обрекли на скандал

За океаном к шоу с трупами также много вопросов

Анатомическая выставка Body Worlds Гюнтера фон Хагенса, открывшаяся 12 марта на ВДНХ, может стать предметом внимания прокуратуры: в надзорное ведомство обратился депутат Госдумы Николай Земцов. Ранее выставка уже получила резко критические отзывы от РПЦ и общественников. При этом на университетском Западе, где традиционные ценности давно не рассматриваются как сакральные, к фон Хагенсу и его странствующему анатомическому театру, как выяснилось, тоже накопились вопросы.

Фото: pixabay.com

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», — возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. — Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои выставочные площади под этот чудовищный «перфоманс»? Направляю соответствующее заявление в Генеральную прокуратуру РФ». Парламентарий предложил привлечь к ответственности организаторов выставки по статье 244 УК РФ за надругательство над телами умерших.

Как ни парадоксально, российская «критика справа», которой подверглась выставка фон Хагенса, почти смыкается с «критикой слева», сопровождающей Body Worlds на Западе. В том числе и в максимально прогрессивной университетской среде. Разумеется, ученые-гуманитарии не могли не заметить, что шоу пластифицированных, превращенных в экспонаты трупов напрямую наследует традиции академических театров. «Медицинские музеи, собиравшие такие экспонаты, поначалу были закрыты для публики и работали только в учебных целях для студентов-медиков, — отмечает историк из США Сэмюэл Редман. — Однако, как только некоторым из них пришло в голову открыться для публики, обнаружилось, что к анатомическим экспонатам идет постоянный поток людей».

Пика популярности, по словам исследователя, такие шоу достигли на рубеже XIX и ХХ веков, когда выставки анатомических экспонатов были частью программ Всемирных выставок — например, в Чикаго (1893), Сент-Луисе (1904), Сан-Диего (1915). Несмотря на морализаторские суждения критиков, от посетителей не было отбоя.

— Тогда же впервые появились сложные этические вопросы, касающиеся обстоятельств сбора таких коллекций — подчеркивает Редман, — В погоне за популярным аттракционом экспонаты, то есть тела умерших, эксгумировали с кладбищ, приобретали в больницах, собирали на полях сражений.

Эти моменты к середине ХХ столетия сделали такие выставки проблематичными. Свой вклад в противодействие анатомическим шоу вносили также активисты за расовое равноправие: концепция многих анатомических выставок сводилась к подчеркиванию расовых различий, а «многим активистам не нравилось, что черепа и останки их предков демонстрируют, — пишет Редман, — отсталость тех или иных рас. На сегодняшний взгляд, это, несомненно, может быть названо научным расизмом».

— Так или иначе, существует базовая проблема, касающаяся происхождения конкретных экспонатов, — отмечает исследователь. — Имеет значение, получены они с согласия покойного или его родственников либо без него.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий подобные выставки почти не проводились — закрылись для публики даже некоторые из старых медицинских музеев. Однако Гюнтер фон Хагенс решил рискнуть и путешествует со своим неизменно скандальным шоу с середины 1990-х годов, неизменно собирая жадных до острых ощущений зрителей — миллионы и миллионы. Интересно, «убьет» ли это шоу новая этика Запада — и если да, то в одиночку или с помощью традиционных ценностей?

Источник: mk.ru

Похожие записи