60-летие трагически погибшей поэтессы Ольги Подъёмщиковой «отметили» прогулкой по некрополю

60-летие трагически погибшей поэтессы Ольги Подъёмщиковой «отметили» прогулкой по некрополю

Юбилей на кладбище

3 августа тульской поэтессе, журналистке и правозащитнице Ольге Подъёмщиковой, трагически погибшей в 2000 году, могло исполниться 60 лет. Этот траурный юбилей известный поэт и культуртрегер Андрей Коровин предложил отметить по-человечески. Но региональные власти ответили отписками на запросы бывшего тульского журналиста, ныне ставшего одним из китов современного литпроцесса. В итоге единственным событием, прошедшим в памятный день, стала бесплатная экскурсия по старинному тульскому некрополю. Коровин подчеркивает: в Туле такой игнор творческой интеллигенции со стороны чиновников продолжается уже не первый год.

Ольга Подъёмщикова. Фото Андрея Лыженкова

В Туле есть два музея, посвященные литераторам: «Ясная Поляна» и Дом-музей Викентия Вересаева. «Соответственно, и памятников писателям тоже долгое время было только два, а недавно к ним прибавился монумент Глебу Успенскому, — поведал Андрей Коровин, – если не считать установленных на народные деньги бюстов Пушкину и Есенину».

«В Туле давно появилась шутка, что единственный писатель у нас – Лев Толстой и других не надо», — иронизирует Коровин. Шутка эта весьма горькая. Потому что, помимо классиков  XIX – начала ХХ века, писателей в Туле  замечать не хотят. Ситуация абсурдная, если вспомнить, что в 60-е годы местное партийное руководство официально обращалось в ЦК КПСС с просьбой прислать именитых литераторов для создания полноценной писательской организации. И Москва командировала тулякам «варягов», среди них Анатолия Кузнецова, автора знаменитого романа о немецкой оккупации Киева.

«Последние 10 лет своей жизни в Советском Союзе Кузнецов прожил в Туле. Ему, как и всем, кого прислал ЦК, дали большую квартиру. Роман «Бабий Яр» он создал уже у нас. А когда готовился к побегу в Лондон, одну из копий пленки полной, неподцензурной версии книги он закопал где-то в усадьбе Льва Толстого», — рассказывает Коровин. И добавляет, что в украинской столице Кузнецову поставили памятник, а в Туле нет даже памятной доски.

Улица Льва Толстого, на которой жила Ольга. Фото: Андрей Коровин.

С поэзией на родине пряника и самовара дела обстояли еще хуже, чем с прозой. Поэты здесь были в основном «местного разлива», кое-кто из них доезжал до столицы, выпускал книжки… Но фигуры всероссийского масштаба в Туле не было. А появившихся ярких авторов – Сергея Белозёрова, Ольгу Подъёмщикову и других, постарались «не заметить».

«Ольга как поэт при жизни была мало известна, печаталась в основном в газетах. Первая серьезная публикация была подготовлена редакцией журнала «Ясная Поляна», который издавал Владимир Ильич Толстой. Но Оля погибла до того, как номер вышел в свет», – констатирует Коровин.

Он не сомневается в том, что Ольга Подъёмщикова — поэт российского, а не тульского уровня. «Её стихотворения являются частью классической русской поэзии XX века», — убежден Андрей Юрьевич.

Подъёмщикова за годы журналистской деятельности проявила себя смелым и отзывчивым человеком, защитником обиженных начальством и судьбой. Она поднимала любые болезненные и  полузапретные темы: могла взять интервью в камере смертника у приговоренного к высшей мере наказания, отважившись остаться с убийцей наедине. Писала критические репортажи о психиатрических больницах, детских домах, участвовала в борьбе против дедовщины, царившей в то время в российской армии, выступала в защиту незаконно осуждённых во время сталинских репрессий земляков. Ольга погибла при невыясненных обстоятельствах, во время пожара. И вот теперь получила такую «благодарность» от малой родины и тульских чиновников в день своего не наступившего 60-летия. Но, как выяснилось, это только цветочки. Потому что в Туле ухитрились едва ли не так же обойти вниманием и вековой юбилей поэта-фронтовика Бориса Слуцкого.

«Из всех великих поэтов Слуцкий единственный, кто жил в Туле. Да, последние годы, да, не писал стихов из-за болезни. Но –  ходил по тульским улицам, читал тульские газеты… Не проезжал мимо, как Пушкин, не гостил, как Есенин. Но на доме, где он жил, до сих пор нет даже памятной доски», — возмущается Коровин. 

— В 2015 году к 70-летию Победы совместно с Общероссийским народным фронтом мы проводили в регионе Всероссийский фестиваль фронтовой поэзии имени Бориса Слуцкого. Единственное, что нам предоставили власти — сцену Театра юного зрителя для концерта. Об остальном пришлось договариваться по личным каналам. Тот фестиваль так и остался единственным, хотя мог бы получить достойное продолжение.

В точке слепоты в Туле оказываются и члены профессиональных российских писательских союзов. Исторический особняк Адама Конопацкого на Каминского, 50, переданный в 90-е Фонду поддержки творческой интеллигенции, в итоге был отнят, теперь в здании хотят открыть ресторан.

Ольга Подъемщикова своими руками расчищала некрополь от мусора

Обращаясь в 2019 году к тульским властям с инициативой увековечить память Слуцкого, Коровин рассчитывал, что лучший военный поэт советской эпохи окажется созвучен городу воинской славы. Поэт, прошедший войну от рядового до майора, освобождавший с Красной Армией половину Европы, написавший сотни пронзительных стихов о Великой Отечественной войне…

«Средства на проведение мероприятий не предусмотрены… Создание музея не представляется возможным… Для рассмотрения вопроса об установке памятной доски необходимо подать заявку в комиссию по историческому наследию и городской топонимии…. Окончательное решение принимает городская Дума», — холодно, на своем, канцелярском языке, говорят ответные документы, составленные Минкультом области.

Дом Ольги. Фото: Андрей Коровин

В итоге Коровин всё-таки провёл вечер памяти Бориса Слуцкого в научной библиотеке – на федеральный грант, силами некоммерческого фонда. И не только в Туле – и в Москве, Питере, и даже в Бресте.

«Я считаю, что в Тульской области давно пора создать литературный музей, говорит Коровин. — У нас бывали и Маяковский, и Есенин, и Пастернак, и Цветаева, и многие-многие другие. Здесь родились Василий Жуковский, Зинаида Гиппиус, разведчица и писательница Зоя Воскресенская, главный редактор эмигрантского журнала «Континент» Владимир Максимов, известный сказочник Иван Панькин, современный куртуазный маньерист Вадим Степанцов. Продолжать можно бесконечно».

Но вернемся к Подъёмщиковой. Инициативы Коровина и Фонда поддержки культурных проектов «Волошинский Сентябрь» были проигнорированы. Никто не посчитал целесообразным провести конкурс женской лирики, научную конференцию в тульских вузах и создать хотя бы временную музейную экспозицию. Состоялась только бесплатная экскурсия в честь Ольги по местному историческому Всехсвятскому кладбищу. Да, Подъёмщикова причастна к спасению некрополя от сноса в 80-е, она своими руками расчищала его от мусора. И при других обстоятельствах все это не выглядело издевательством. Будь прогулка по печальному месту одним из мероприятий, а не единственным.

«Для обычного человека фраза «в честь юбилея поэта провели экскурсию по кладбищу» звучит просто дико!», — справедливо замечает Андрей Коровин.

Менее пессимистично настроена искусствовед Ирина Ковшарь, сотрудник Тульского историко-архитектурного музея. В обязанности Ирины входит водить интересующихся историей посетителей по кладбищенской территории.

Экскурсовод Ирина Ковшарь. Фото: АндрейКоровин

«Всё очень просто: губернатор спустил для исполнения обращение фонда в Министерство культуры. Министерство в свою очередь спустило в департамент. Департамент — в городское управление. А оттуда бумага попала в единственный муниципальный музей. А мы сделали, что могли. Разместили на сайте архивные статьи Подъёмщиковой. И хоть как-то почтили ее память», — пояснила Ирина.

По словам экскурсовода, из шестнадцати пришедших только одна женщина лично знала Ольгу. Остальные слушали с интересом, но нет гарантий, что пришли они ради поэтессы.

«Не нужно забывать, что такое провинция. У нас, если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», — подчеркивает Ирина Ковшарь.

Источник: mk.ru

Похожие записи