ПОСЛЕДНЕЕ
Московские водители пожаловались на хамство автомобилистов из регионов

Московские водители пожаловались на хамство автомобилистов из регионов

«Совсем вы тут расслабились!»

Еще десять лет назад «московская манера вождения» считалась синонимом наглости и резкости, однако сегодня все переменилось. Теперь сами москвичи, выехав за пределы МКАД, приходят в ужас от дорожного хамства, а гости столицы — впечатляются тем, что происходит на улицах Москвы. Вместе с опытными автомобилистами и экспертами «МК» разобрался с тем, какие сюрпризы ждут российских водителей в Москве, а московских — в России.

Фото: Дарья Тюкова

Утро, будний день. Кировоградская улица на юге Москвы — тихая, двухполосная, малолюдная, но испещренная светофорами, «зебрами» и «лежачими полицейскими» — даже если захочешь устроить здесь гонку, не получится. Спокойно еду на машине, незадолго до нужного поворота перестраиваюсь правее (в зеркала, разумеется, смотрю)…

Сперва слышу гудение сзади. Потом вижу, как слева проносится автомобиль. Подрезает, обгоняет и начинает настойчиво «притирать» к обочине. Внезапно настолько, что даже интересно. Приоткрываю окно (потом уж более опытные товарищи сообщили, что делать этого нельзя было ни в коем случае — а ну как перцовым баллончиком в морду?), вижу молодого, но исполненного праведным гневом мужчину за рулем праворульной «японки» с номерами одного из сибирских регионов.

— Женщина, научитесь ездить!

Приподнимаю брови: мол, что?..

— Вы слишком резко поворачиваете!

Чего-чего?! Ладно, если бы дело было на магистрали, где средняя скорость потока достигает хотя бы 60 км в час, претензии еще могли бы быть хоть как-то понятными… но на узкой улице местного значения, где все ползут на 20–30 км от «зебры» к «зебре»? Спокойно, но от души посылаю товарища куда подальше и уезжаю. Вслед несется:

— Совсем вы тут, в Москве, расслабились! Привыкли, что все всех пропускают, как будто так и надо!

Внезапный борец за справедливость вызывает… нет, даже не обиду и не возмущение — полнейшее недоумение. Хотя, может быть, в чем-то он прав? Ну да — ждать, что желающего перестроиться или повернуть водителя пропустят, действительно привычно. Как будто так и надо — а что, разве не так надо? Расслабились ли?.. Хм.

Вождение машины в Москве принято едва ли не демонизировать — мол, сумасшедший трафик, сложные развязки, мудреная разметка… чуть промахнешься — и вынужден будешь сделать петлю на 5 км, пока будешь искать разворот. Ах да, и еще штрафы — бесконечные штрафы за нарушение разметки, за выезд на «вафлю», за заезд на автобусные полосы. Политику в отношении автомобилистов давно уж принято называть — то ли в шутку, то ли всерьез — карательной, однако она дает интересные результаты: все чаще водители, приезжающие из других регионов, поражаются удивительно вежливому поведению участников движения. Ну а сами москвичи, когда выезжают за пределы родного города, испытывают перманентный стресс — и сами об этом рассказывают.

«Как москвичка-водитель с более чем двадцатилетним стажем и довольно часто ездящая по разным регионам могу сказать, что общая культура вождения в Москве намного выше, чем в среднем по стране. Это бросается в глаза (и под колеса) сразу. Я объехала за последние пару лет Волгоград, Саратов, Иваново, Тамбов, Воронеж, Белгород, Курск, Владимир, Пензу, Тверь, Тулу, Калугу, Ярославль в качестве водителя; Калининград, Владивосток, Санкт-Петербург — в качестве пассажира. Везде дорожные картины очень похожие. Напряжение на дороге значительно выше, — рассказывает 45-летняя Елена, преподаватель университета. — Сейчас в Пензе постоянно слышу, как водители буквально орут друг на друга дуделками. Я  вздрагиваю, даже если это не в мой адрес. В Саратове замечала этакое лихачество при проезде светофора на мигающий свет. В Иванове процветает езда по принципу «а мне надо во-о-от туда!»: и по трамвайным путям, и через сплошную! В Вологде — езда наперегонки в черте города. Ну и везде как будто принято не включать поворотники и не пропускать».

Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК» автомобильный эксперт Петр Шкуматов, определенные региональные различия в манере вождения, конечно, существуют, однако они могут динамично меняться, когда водитель попадает в другую среду.

— Я тот самый москвич, который проехал по регионам 18 тысяч километров, и я не могу сказать, что заметил колоссальную разницу. На мой взгляд, нет никакой «московской манеры» вождения, все ведут себя на дорогах примерно одинаково. Наверное, какое-то значение имеет специфика региона, но это не самое ярко выраженное, что можно придумать. Например, в Иркутской области водят более агрессивно, в Якутии — более осторожно, но так или иначе все, кто попадает на эту дорогу, быстро адаптируются и начинают вести себя так же. Через несколько дней москвич и в Иркутской области начнет резко водить. Стиль вождения — это не аксиома, он меняется в соответствии с теми негласными правилами, которые приняты в регионе.

Фото: Андрей Аракчеев

Однако восприятие эксперта и рядовых водителей-обывателей отличается, и многие респонденты «МК» активно делятся негативным опытом. Одна из самых распространенных жалоб, актуальных чуть ли не для всех российских регионов, — при интенсивном потоке просто невозможно перестроиться, если тебя не пропустят.

«Для меня поездка в Ярославль была шоком, я вообще не понимала, как мне там проехать в нужном направлении, в конце концов поступила, как остальные страдальцы, — втиснулась внаглую», — рассказывает 43-летняя Маргарита.

«В Воронеже, например, водят отвратительно. Я в последнее время, когда туда приезжаю, перестала садиться за руль. Не включают поворотники, не пропускают, мигают на трассах, даже если ты в моменте обгоняешь другую машину, подрезают. В общем, все прелести плохого вождения в наличии», — вторит ей 32-летняя Екатерина.

Другая собеседница «МК» поделилась впечатлениями от поездки на автомобиле по Смоленску — по ее словам, когда нужно было повернуть через полосу (налево) на нерегулируемом перекрестке, она имела все риски стоять и ждать хоть полчаса: встречный поток не проявлял понимания. Пришлось, как рассказывает водитель, перестраиваться на «хамскую» манеру — включать поворотник и потихоньку, но очень упрямо ломиться налево.

Еще одна собеседница «МК» рассказала про неприятный опыт вождения в Тамбовской области. «Два добрых молодца устроили буквально облаву на трассе: подрезали, обгоняли на большой скорости и резко тормозили прямо перед моим капотом, пристраивались в хвост и начинали мигать фарами. Честно говоря, это было далеко не безопасно, а главное — я не понимаю, что их спровоцировало? Просто московские номера?» — задается вопросом водитель.

Столица культурная… но не в вопросах вождения!

Едва ли не главным московским антагонистом в этом вопросе становится — предсказуемо! — Петербург: почти такой же суетный мегаполис с пробками и сложными развязками, но с совсем другими правилами (народными, конечно) поведения на дорогах. Так, например, по Интернету разлетелись удивленные слова одного из петербуржцев, которому пришлось по работе приехать в Москву на машине и несколько дней здесь ездить — он остался в приятном шоке.

«Никто не подрезает, никто на красный не выезжает. Я не увидел даже поворот не из той полосы! Все перестраиваются заранее и не лезут, как бараны! Это всегда так в Москве? Неужели это в Питере быдлота из всех дырок прет?» — поделился он.

По другую сторону баррикад — такие же впечатления: своим шоком, но уже со знаком «минус», поделилась вернувшаяся из Санкт-Петербурга москвичка на страницах блога, посвященного путешествиям:

«Поразило хамское поведение водителей на дорогах. Очень хамское поведение водителей. Совсем хамское. Красный свет для них как будто не совсем красный, и пешеходная «зебра» — не совсем «зебра». Если очень спешишь, наверное, можно попробовать проехать посреди толпы пешеходов, ну ничего страшного, потерпят! И собратья по пробке тоже потерпят: своими глазами (кажется, на углу Невского и улицы Рубинштейна) видела молодца, который решил дать задний ход на перекрестке — потому что не рассчитал время и не успел завершить маневр. Но больше всего впечатлило именно стремление проехать на красный: несколько раз на разных перекрестках в центре города приходилось убеждаться в том, что светофор как будто не для всех».

Среди наблюдений насчет «типично питерских» привычек вождения отмечают, например, манеру ехать по КАД (Кольцевой автодороге) на скорости около 100 км/ч (при ограничении, кстати, 110 км/ч, а следовательно, возможности ехать 129 км/ч без опасений быть оштрафованным) и оставаться при этом в левом ряду, даже если правые свободны — и, соответственно, стопорить тем самым движение для тех, кто хочет ехать быстрее. В Москве, по мнению наблюдателей, правые полосы пользуются большим спросом даже несмотря на огромное количество фур, которые могут тащиться слишком медленно. Однако в Санкт-Петербурге при возникновении пробок водители легко сворачивают правее и пытаются ехать по «дополнительной» полосе (проще говоря, по обочине!), а московских водителей от такой манеры давно уже отучило обилие камер.

Еще один нюанс связан со взаимодействием пешеходов и автомобилистов. Как отмечают побывавшие в Петербурге туристы из Москвы, «зеленый сигнал светофора на «зебре» совсем не гарантирует, что из-за угла никто не вылетит на полной скорости». Местные жители объясняют: виной тому техника. Нет ничего странного в том, что едут «по пешеходам», потому что стрелка горит ровно столько, сколько работает зеленый на переход. Это неверная настройка работы светофоров. Стрелка на поворот на зеленом — пешеходный должен быть красным и наоборот.

Третьим встанешь?

Если квартирный вопрос испортил москвичей, то автомобильный, кажется, их значительно улучшил. По словам автоэксперта Александра Шумского, главная перемена последнего десятилетия касается парковочного поведения московских водителей — повсеместная платная парковка привела к тому, что из самых отчаянных и неаккуратных мы превратились в самых дисциплинированных и осторожных на территории страны.

— Разница бросается в глаза, даже когда приезжаешь в Петербург. Раньше парковка на улицах в 2–3 ряда была «фирменным» московским знаком, отличительной чертой, а сегодня смотришь на нее на улицах Петербурга и удивляешься. Сегодняшний московский водитель — гиперответственный, на грани нервозности: постоянно думает о том, как бы не получить штраф. Результат — дисциплинированность, опыт и осторожность. На пешеходных переходах это хорошо заметно.

Также Шумский добавил, что, несмотря на повышенную осторожность, московские водители характеризуются резким вождением — больше резвости, больше скорости необходимы в городе, где приходится быстрее передвигаться.

— Конечно, шумахеры есть в каждом городе, а уж о лихих кавказских водителях ходят легенды! Но в целом москвичи все еще спешат, в том числе и на дорогах. Пробки, суета, постоянная спешка — это все стиль жизни нашего города, и он заметен на дороге в том числе, — отметил эксперт.

Александр Шумский предупредил, что приезжающие в Москву региональные водители всегда попадают на штрафы — даже на ровном месте. Поэтому тем, кто приезжает в Москву, рекомендуют в обязательном порядке пользоваться навигаторами — не только для того, чтобы сориентироваться и построить маршрут, но и потому, что навигатор предупреждает обо всех «сюрпризах» на дороге: о камерах, ограничениях скорости, изменениях разметки, а также подсказывает, какую именно полосу нужно занять на том или ином перекрестке. Также навигатор может сориентировать насчет парковочного режима: нередко в Москве бывает так, что на одной и той же улице в одном месте парковка платная, а через 300 метров — уже бесплатная.

Источник

Похожие записи