ПОСЛЕДНЕЕ
Эксперты объяснили, чем может обернуться легализация рынка подержанных запчастей

Эксперты объяснили, чем может обернуться легализация рынка подержанных запчастей

«Спровоцирует рост числа угонов»

Сразу после расширения коридора тарифов ОСАГО страховые компании заговорили о необходимости дальнейшей реформы «автогражданки». В частности, речь зашла о легализации ремонта пострадавших машин б/у запчастями, ведь многих оригинальных позиций в разумные сроки не найдешь. А для этого нужно «обелить» бизнес авторазборок, организовав там учет и контроль. Назревает большой передел одной из сфер «народного» автобизнеса: большинство разборок могут просто закрыться.

Фото: Алексей Меринов

Страховщики утверждают: работать по-старому больше невозможно. Потому что, несмотря на «расширение тарифного коридора», стало трудно даже составлять справочники цен на автокомпоненты, по которым работают оценщики в страховых компаниях.

Такие справочники составляются не реже, чем раз в квартал и должны отражать реальную ситуацию с ценами на запчасти. Но есть еще и сроки поставки, которые перестали «биться» с законом об ОСАГО: по закону отремонтировать пострадавший автомобиль в рамках «автогражданки» нужно за 30 дней.

— Мы уже давно начали обсуждать, не подумать ли нам о возможности использования б/у запчастей в ремонте по ОСАГО, — рассуждает вице-президент одной из крупных страховых компаний Алексей Артамонов. — Но тут возникает вопрос о необходимости сертификации таких запчастей. Потому что мы понимаем: как только скажем «любые б/у запчасти», встанет вопрос о безопасности других участников дорожного движения.

Пока что страховщики де-факто одобрили такую практику: они стараются в большинстве случаев, чтобы самим не попасть под штрафы и неустойки, выплатить компенсацию пострадавшим в денежной форме. А дальше люди уже под свою ответственность идут в сервисы, которые (если это большие и официальные, пусть даже не дилерские СТО) подписывают с ними особые документы. Это согласия на использование неоригинальных запчастей, либо б/у запчастей, либо на восстановительный ремонт имеющихся.

При этом в области «неоригинала» цены определяют зарубежные дистрибьютеры и наши импортеры (тут ни страховщики, ни СТО ни на что повлиять не могут). Капитально-восстановительным ремонтом агрегатов занимаются специализированные компании, игроков на этом рынке мало, и с этой мини-отраслью тоже все понятно. Но вот б/у запчасти — до сих пор рынок стихийный. На что и обратили внимание участники более мощного рынка страхового ремонта.

«Необходимо регламентировать требования к работе «авторазборок», ввести строгий учет деталей и поартикульный контроль цен», — говорит Илья Плисов, член правления Союза автосервисов. По его словам, при нынешнем состоянии этого рынка сервисы несут значительные допрасходы на логистику и восстановление полученных с других машин запчастей.

Еще одна важнейшая проблема «разборок», с точки зрения СТО и страховщиков — это их принципиальная приверженность наличным расчетам. Частники, занимающиеся этим бизнесом, покупают автомобили на разбор практически всегда именно за «нал», строгой отчетности не ведут, потому и покупать детали у них приходится за наличные. А сервисам их добывать с каждым годом все сложнее: при больших объемах снятия наличных к ним появляются вопросы налоговой службы…

«Мы хотим привести эту отрасль к мировым стандартам, — говорит член Союза автосервисов Вячеслав Данилин. — В частности, внесем предложение запретить продавать б/у запчасти за наличные. Рынок подержанных запчастей находится во многом в тени — и это неправильно».

По словам Данилина, есть «минимальное число компаний», которые ведут разбор автомобилей на запчасти «в белую». Поэтому необходимо создавать интегрированную систему повторного использования запчастей в рамках утилизационной отрасли. Этим могут заняться сами автосервисы.

Кроме того, добавил сервисмен, реформа отрасли помогла бы избежать целого ряда проблем. Это и трудности с подбором нужных компонентов (запчасти с «разборки» часто не подходят на автомобиль без подгонки), и вопросы клиентов при использовании таких деталей: не с угнанной ли это автомашины? А точно не после смертельного ДТП?

Автовладельцы, кажется, смотрят на назревающий передел рынка со стороны. «На текущий момент автовладельцам важно, чтобы их автомобиль был отремонтирован качественно и с гарантией, — подчеркивает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Или страховая компания, или сервис должны нести гарантийные обязательства. И в большинстве развитых стран так и происходит. Какие при этом применяются запчасти, потребителю не должно быть важно».

Более того, с точки зрения автовладельцев зарегулировать «разборки» тоже надо. Как рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, легализация ремонта б/у запчастями при сохранении нынешнего формата «разборок» может привести к дальнейшему росту числа угонов машин. «Мы в условиях такого дефицита запчастей, особенно на европейские автомобили, станем лидерами по числу угонов», — предостерегает общественник.

— Зададимся вопросом, почему сервисы раньше не открывали легальный авторазбор? — комментирует Алексей Островский, специалист по ремонту и подбору б/у автомобилей. — Во-первых, потому что это большие накладные расходы, в том числе налоговые. А во-вторых, и это главное — есть тьма автомобилей, на которые нет документов, и это не обязательно угнанные авто. Просроченное наследство, нерастаможенные машины, бывает много случаев, когда оформлять документы владельцу дороже, чем просто выбросить машину в овраг. Если запретить разбор этих автомобилей на запчасти, рынок встанет: легальных, с документами, автомобилей на разборки приходит очень немного.

В числе «побочных» жертв возможной реформы — и сама система ОСАГО, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Люди перестают понимать, зачем нужна страховка, если тарифы повышаются, а ремонт за счет страховщика невозможен», — говорит эксперт. И действительно, уже в этом году фиксируется тенденция к отказу от покупки полисов. Благо, штрафы за их отсутствия с камер так и не приходят.

Источник

Похожие записи